1.2. Функции по охране труда и ответственность руководителя, специалистов и других работников.
1.2.1. Руководитель предприятия обязан обеспечить:
• безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
• режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
• работников необходимым количеством санитарно-бытовых помещений и оборудования, контролировать их работу и использование по назначению в соответствии с действующим законодательством (п.22 приложения 1 к настоящим Правилам);
• на каждом рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями КЗоТ, других нормативных правовых актов и данных Правил;
• разработку и выполнение мероприятий по охране труда;
• проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п.23 приложения 1 к настоящим Правилам);
• проведение сертификации рабочих мест и производственных объектов по охране труда;
• разработку, утверждение и переутверждение инструкций по охране труда, а также обеспечение ими всех работников;
• обучение, проведение своевременных инструктажей и проверку знаний работниками норм и инструкций по охране труда;
• работников качественной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующим законодательством, своевременную их стирку (химическую чистку) и ремонт, а также смывающими и обезвреживающими средствами;
• возмещение вреда, причиненного здоровью работникам вследствие неблагоприятных и опасных условий труда, в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п.24 приложения 1 к настоящим Правилам);
• информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
• распределение функций по охране труда между специалистами;
• своевременное расследование несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками предприятия;
• беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля для проведения проверок, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии;
• необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе меры по организации первой помощи пострадавшим;
• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• выполнение предписаний органов контроля и предоставление им информации о состоянии условий труда на предприятии и несчастных случаях, происшедших на предприятии.
1.2.2. Специалисты предприятия обязаны:
• выполнять функции по охране труда, возложенные на них руководителем предприятия.
Инструкция введена в действие 1 сентября 2002 г.
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Застегнуть одетую санитарную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды.
2.2. Проверить наличие необходимого для работы оборудования, инвентаря, приспособлений и инструмента.
2.3. Подготовить рабочую зону для безопасной работы.
2.4. Проверить исправность пускорегулирующей аппаратуры (пускателей, концевых выключателей и т. п.) и работу конвейера на холостом ходу.
2.5. Обо всех обнаруженных неисправностях конвейера и другого используемого оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, а также специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.6. Не загромождать проходы между оборудованием, производственными столами, стеллажами, штабелями товаров, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем, излишними запасами сырья, готовой кулинарной продукцией.
3.8. Вентили, краны на трубопроводах открывать медленно, без рывков и больших усилий. Не применять для этих целей молотки, гаечные ключи и другие предметы.
3.9. При перемещении катно-бочковых грузов по горизонтальной поверхности соблюдать следующие требования:
• при перекатывании бочек находиться за перемещаемым грузом;
• не перекатывать бочки, толкая их за края, во избежание ушиба рук о другие предметы, находящиеся на пути перекатывания груза;
• не переносить катно-бочковые грузы на спине независимо от их массы.
3.10. Дештабелирование грузов производить только сверху вниз.
3.11. При взятии сыпучих грузов из штабеля не допускать образования подкопа.
3.12. Использовать для вскрытия тары специально предназначенный инструмент (гвоздодеры, клещи, сбойники, ножи для вспарывания мягкой тары и т. п.). Не производить эти работы случайными предметами или инструментом с заусенцами.
3.13. Вскрытие верха ящиков производить от торцевой стороны соответствующим инструментом (гвоздодером, клещами). Торчащие гвозди удалять, металлическую обивку загибать внутрь ящика.
3.14. Деревянные бочки вскрывать путем снятия упорного (верхнего) обруча и последующего освобождения остова от шейного (второго) обруча с одной стороны бочки. При снятии обруча использовать специальную набойку и молоток. Слегка ударяя молотком по клепкам (вверх), освободить дно и вынуть его с помощью стального клепа. Не допускается извлекать дно бочки ударами молотка или топора.
При вскрытии металлических бочек, имеющих пробки, применять специальный гаечный ключ. Не допускается отвинчивать пробку ударами молотка.
3.15. Для вскрытия консервных банок, бутылок использовать специально предназначенный для этого инструмент (консервный нож).
3.16. При работе с ножом соблюдать осторожность, беречь руки от порезов.
3.17. Передвигать тележки, передвижные стеллажи, подкатные дежи в направлении «от себя».
3.18. Переносить продукты, сырье только в исправной таре. Не загружать тару более номинальной массы брутто.
3.19. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т. п.), оборудование.
3.20. Работы на высоте производить с исправных стационарных лесов, механизированных подъемных площадок, приставных лестниц или раздвижных лестниц-стремянок, испытанных в установленном порядке.
3.21. При перемещении лестницы вдвоем нести ее наконечниками назад, предупреждая встречных об осторожности. При переноске лестницы одним подсобным рабочим она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над полом (землей) не менее чем на 2 м.
3.22. Перед началом работы на приставной лестнице (стремянке) проверить:
• наличие на нижних концах оковок с острыми наконечниками для установки лестниц на грунте или башмаков из нескользящего материала при использовании лестниц на гладких поверхностях (паркете, металле, плитке, бетоне);
• наличие и исправность у стремянок противораздвижных приспособлений (крюков, цепей), а также верхних площадок, огражденных перилами;
• устойчивость лестницы. Путем осмотра и опробования следует убедиться в том, что она не может соскользнуть с места или быть случайно сдвинута.
3.23. Для предотвращения смещения верхнего конца приставной лестницы его следует надежно закрепить за устойчивую конструкцию.
При невозможности закрепления лестницы при установке ее на гладком полу у ее основания должен стоять подсобный рабочий в каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ранее это право было конкретизировано в ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который утратил свое действие. В настоящее время право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, конкретизировано в Трудовом кодексе РФ и иных законодательных актах. Содержание понятия «охрана труда» дано в ст.209 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Статьей 37 Конституции РФ запрещен принудительный труд. Трудовой кодекс РФ выделяет запрещение принудительного труда в отдельную статью, подчеркивая его основополагающую роль в регулировании трудовых отношений. Статья 4 ТК РФ не только запрещает принудительный труд, но и раскрывает это понятие. Положения, содержащиеся в ст.4 ТК РФ, в полной мере соответствуют международно-правовым актам, в том числе, Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде»(1930 г.) и № 105 „Об упразднении принудительного труда“ (1957 г.).
Однако, законодателем установлены виды работ, которые не относятся к принудительному труду. Прежде всего, в качестве принудительного труда не может быть рассмотрена работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Аналогично решается вопрос и о выполнении работы в условиях чрезвычайного и военного положения.
Такая работа не считается принудительным трудом в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 № 3-ФКЗ. Не относятся к принудительному труду работы, выполняемые вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время в Российской Федерации возведена в ранг приоритетного направления социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия – и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).
Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы классифицированы государственными стандартами безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.
Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования либо недостаточного учета работодателем различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и иными факторами производственной среды.
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, состоит в том, что конкретизируя данное право (ст.219 ТК РФ), государство одновременно с этим устанавливает его гарантии (ст.220 ТК РФ) и возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников (ст.212 ТК РФ), а также предусматривает необходимость государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны и устанавливает ответственных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда (ст.419 ТК РФ) и меры воздействия на организации в связи с нарушением ими требований охраны труда. Поэтому объем гарантий права работника на охрану труда содержанием ст.220 ТК РФ не исчерпывается.
Обязанности по обеспечению безопасных условий труда для работников организаций всех форм собственности возложены на работодателей.
Порядок и условия финансирования мероприятий по охране труда закреплены в ст. 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется из бюджетов всех уровней; из внебюджетных источников; а также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Работодатели (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда путем отчислений в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда использовались средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.
Наряду с основополагающими нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в сфере охраны труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства и др.), вопросы охраны труда регулируются большим комплексом подзаконных нормативных правовых актов.
Это связано с тем, что большому числу органов исполнительной власти, участвующих в реализации, надзоре и контроле охраны труда, делегированы права разработки и утверждения нормативных актов. В связи с этим, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утверждены перечень таких актов и органы, их создающие.
Подзаконные нормативные акты сгруппированы по направлениям обеспечения охраны труда:
• Организационно-технические;
• Санитарно-гигиенические;
• Социально-экономические;
• Лечебно-профилактические;
• Реабилитационные.
Сфера действия большинства из них распространяется на всю территорию РФ, и их исполнение обязательно для субъектов управления трудом независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности производства.
Инструкция по охране труда является нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где работники выполняют порученную им работу. Инструкции по охране труда подразделяются на типовые (для отрасли) и для работающих на данном предприятии.
В качестве типовой инструкции отрасли может быть использована типовая инструкции для работников соответствующих профессий (видов работ) другой отрасли с согласия центрального федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию. Типовые инструкции утверждаются центральными федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих органов.
Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятий и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров.
Определение понятия аттестация рабочих мест по условиям труда содержится в ст.209 ТК РФ. В ходе аттестации рабочих мест по условиям труда проверяются условия труда на рабочих местах, выявляются вредные и (или) опасные производственные факторы, влияющие на работников, дается оценка мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Порядок проведения аттестация рабочих мест по условиям труда устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Как форма производственного контроля работы по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время получила наибольшее распространение. Проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12
«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».
Аттестацию рабочих мест осуществляет комиссия, в состав которой входят руководители служб и подразделений. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя организации.
Результаты аттестации оформляются протоколами установленной формы, на основании которых заполняются карты аттестации каждого рабочего места и сводные ведомости. Завершается работа аттестационной комиссии оформлением протокола аттестации рабочих мест всей организации и разработкой плана мероприятий по улучшению условий труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится не реже одного раза в 5 лет, а ее документальные результаты подлежат хранению 45 лет.
По положительным результатам аттестации рабочих мест, т. е. при соответствии их требованиям охраны труда, они признаются аттестованными. При наличии несоответствия требованиям охраны труда разрабатываются мероприятия по нормализации условий труда, а рабочие места характеризуют как условно аттестованные.
Впоследствии результаты аттестации рабочих мест используются для сертификации работы по охране труда на производственных объектах. Кроме того, они используются для обоснования размеров компенсаций за неблагоприятные условия труда и оценки класса профессионального риска по отраслям экономики.
Ранее на территории Российской Федерации действовало Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 65 «Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций».
Постановлением Минтруда РФ от 15 октября 2001 г. № 74 вышеуказанное постановление признано утратившим силу. В данный момент сохраняет действие приказ Минобразования РФ от 22 апреля 1997 г. № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минобразования России» и Приказ Минздрава РФ от 7 мая 1998 г. № 155 «Об организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Минздрава России».
Сегодня федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, предприятиям необходимо разработать с учетом своей специфики соответствующие положения.
Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности.
Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятии приказом (распоряжением) их руководителей создаются аттестационные комиссии по проверке знаний (одна или несколько). В состав комиссии включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспектора по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа.
Конкретный состав, порядок и форму работы комиссии определяют руководители предприятий.
Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия, и пройти проверку знаний по охране труда. Если численность предприятия не позволяет создать комиссию по проверке знаний, то проверка знаний руководителей и специалистов таких предприятий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, должна проводится в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих специальное разрешение.
Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами определенной формы. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения.
Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией по труду.
Статья 7.
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 4. Запрещение принудительного труда.